Центр Алексея Герваша «Летаем без страха» –
Эффективное лечение аэрофобии. Специализируемся на изучении и устранении страха полета с 2008 года.

Что такое зона турбулентности в самолете и насколько она опасна

Корзина
В корзине нет товаров
Что такое зона турбулентности в самолете и насколько она опасна

«Уважаемые пассажиры, самолет входит в зону турбулентности…» – при этих словах настроение сразу же портится даже у опытных авиапутешественников. Турбулентность – главная неприятность при перелетах, с которой связано большинство переживаний и опасений, ведь в десятке километров над землей любая помеха воспринимается куда болезненнее. Но действительно ли турбулентность представляет собой угрозу?

Что такое турбулентность и где она встречается?

Пилоты, да и многие пассажиры называют её «болтанкой». Попросту – это тряска в салоне самолета, временами довольно сильная, ощущения можно сравнить с поездкой автомобилем по ухабистой дороге. Но в любом случае, это не самые приятные ощущения для и без того нервничающих пассажиров, которые изо всех сил гонят прочь от себя мысль, не станет ли этот толчок знамением грядущей авиакатастрофы.

Причины турбулентности – мощные потоки ветра и воздушные течения, которые встречает на своем пути самолет. Если попасть в такие потоки – кажется, что лайнер падает вниз (это иллюзия, вызванная скоростью, на самом деле изменение высоты измеряется едва ли несколькими метрами) или подскакивает на особо крутом ухабе.

  • Турбулентность часто возникает при прохождении сквозь облака, в которых образовываются вихревые потоки, ударяющие в крылья.
  • Намного мощнее эти потоки в грозовых фронтах, и поэтому самолеты никогда не летят сквозь них, а обходят, – но по краям фронта формируются завихрения, которые задевают пролетающий мимо самолет и заставляют его трястись. К сожалению, эти завихрения не видно на локаторах, а значит, невозможно заранее определить границы зоны турбулентности и скорректировать маршрут еще на земле, чтобы гарантированно обойти помеху на приличном расстоянии не зацепиться даже за край.
  • Временами «болтанка» случается и при ясном небе. Увы, ее также невозможно спрогнозировать.
  • И часто турбулентность начинается при посадке, когда самолет встречается с сильными встречными и боковыми порывами ветра.
  • «Болтанка» ощущается сильнее на более низких высотах, где в картину вмешиваются восходящие потоки с земли, и слабее – на больших высотах. Чем больше авиалайнер – тем менее заметна турбулентность, ведь его размеры и массу воздушному потоку поколебать куда сложнее.

Так или иначе, явление это достаточно распространенное, и оно обязательно учитывается в предполетной подготовке: опытные пассажиры наверняка помнят предупреждения о возможной турбулентности, которые озвучиваются еще перед стартом.

Дело в том, что перед вылетом пилоты получают погодные сводки, чтобы заранее принять меры, и еще на земле прокладывается маршрут полета с учетом фронтов. Также ни на секунду не останавливается мониторинг во время перелета, чтобы мгновенно отреагировать на неожиданные зоны турбулентности, которые встретятся в пути – это возможно, особенно на дальнемагистральных авиарейсах.

Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?

Нет, не опасна. Прохождение зон турбулентности – совершенно рутинное обстоятельство, ни разу за перелет не попасть в нестабильную зону – скорее исключение, чем правило. Поэтому воздействие турбулентности учитывается еще на стадии проектирования самолетов, наравне с многими другими факторами, обеспечивающими безопасность перелета. Прочность авиалайнеров рассчитана на значительно более серьезное воздействие, чем когда-либо возникавшее при турбулентности.

Опасна ли турбулентность для пассажиров? Разве что косвенно: повышается риск потерять равновесие и даже травмироваться при перемещении по салону самолета. Именно поэтому очень важно выполнять указания бортпроводников, так как их работа – обеспечить безопасность и комфорт пассажиров во время перелета. Вместе с уведомлением о входе в зону турбулентности пассажиров всегда просят вернуться на свои места и пристегнуться, а бортпроводники дополнительно проверяют полки с ручной кладью, чтобы она не вывалилась из плохо закрытого ящика на крутом воздушном ухабе.

Иными словами, турбулентность в полете – неудобство, а не угроза. Все, что нужно пассажиру – сесть, пристегнуться и просто подождать, пока самолет не пройдет эту зону.

Однако, что делать, если при этом все равно страшно? Для начала, страх полетов – вещь естественная. Авиаперелеты являются будничной реальностью нашего времени, принесшей очень много пользы: скорость, удобство, безопасность. Без воздушных путешествий невозможно представить себе ни работу, ни отдых. Но не так просто перебороть сложившиеся за десятки тысяч лет эволюции человека подсознательные установки.

Отсутствие надежной опоры под ногами, нахождение в закрытом пространстве, потеря контроля над ситуацией на огромной высоте – этих факторов более чем достаточно для стресса, а распространенная реакция человека на стресс – это страх, который сложно убрать воззванием к логике и аутотренингом. Но страх полета иррационален и бесполезен. Вместо предназначенной эволюцией задачи предупреждать об опасности и мобилизовать силы организма он лишь усиливает дискомфорт, поэтому, с этим страхом можно и нужно бороться и с профессиональной помощью – побороть.

Как научиться не бояться летать на самолете?

Аэрофобия преследует человека с тех самых пор, как пассажирские авиаперелеты стали обыденными, и подниматься на борт самолета и пересекать пространство по воздуху понадобилось десяткам тысяч людей ежедневно. Как показывает статистика, больше половины всех пассажиров боятся летать, и причины тому самые разные, как и сами люди. В центре «Летаем без страха» разработаны методики борьбы с аэрофобией – самые разные программы с применением профессиональных авиасимуляторов, позволяющих испытать на земле абсолютно все ощущения перелета и отработать абсолютно любую ситуацию. Каждый клиент – уникален, и для него подберут нужный курс, который позволит навсегда избавиться от страха полетов.