Центр Алексея Герваша «Летаем без страха» –
эффективное лечение аэрофобии. Специализируемся на изучении и устранении страха полета с 2008 года.

Антон Шашкин

Корзина
В корзине нет товаров
Истории выпускников

Антон Шашкин

Летать!.. И если вы еще не со мной, желаю вам желания (а поверьте, дело тут только в нем) побыстрее наверстать упущенное.

Летать!

Из "рукава" в Gate 60, где сотрудники аэропорта поторапливали и тем немного комкали на удивление быстро тающую очередь посадки на чартер, мы попали прямиком в красивый лайнер, весь себе в изящной ливрее.

Первыми, как водится, нас встретили бортпроводники: "Доброе утро",- не ленились говорить они вместе со старшим смены всем ступающим на их замечательный, подготовленный и чистый борт.

В глазах этих людей нет усталости или раздражения: вот они стоят тут и просто тебе улыбаются, а с ними уже хочется лететь. С ними теперь уже хочется пообщаться где-нибудь на кухне в тесном но уютном хвосте, когда вы уже на эшелоне и прошло часа полтора после взлета - после того, как они раздали всем завтрак по вкусу, собрали всё обратно и вежливо удалились из пассажирской части салона, чтобы не мешать отдыхающим, но наблюдать и быть всегда к вашим услугам. Там, в междусобойчиковой каморке за шторкой, вам хочется с ними подружиться, если не навсегда, то хотя бы на время этого рейса, и поговорить - просто так, как с обыкновенными ненадолго оттаявшими от профессиональной дистанции людьми, а не с "персоналом". Потому что люди они прекрасные и ответственные (а другие туда не идут или не задерживаются); потому что они постоянно учатся и трудятся; потому что если вдруг что, то они первые - ради вас; потому что вы - нет, а они точно знают, как, что и когда; потому что они здесь вообще только ради вас, и еще потому что вместе с ними вы тоже любите небо и самолеты. Те, кто знает, как в действительности непроста и ответственна их работа (а еще нужно терпеть периодические выходки бортовых идиотов, что всегда формально правы), понимают, чего на самом деле стоят эти ежедневные предрейсовые улыбки и лучистые глаза.

- ...И какой у нас сегодня Аэробус?
- A321.
- Волшебно!

Взлет прекрасен. После недолгой буксировки от аэровокзала с одновременной проверкой механизации крыла и выпуском закрылков во взлетное положение - длинная неторопливая рулежка на малом газу аккурат вдоль полосы, особенность аэропорта Антальи. Поворот на полосу, остановка едва качнувшим нос тормозом. Буквально пара волнительных мгновений перед стартом... И вот он, любимый момент взлета: слегка шелестевшие до этого двигатели неожиданно заявляют теперь о скрывающейся в своих гондолах истинной нешуточной мощи, плавно но быстро набирая обороты полного газа при переходе во взлетный режим. Шум вырывающегося из самой турбины и ее внешнего контура плотного воздушного потока, способного перевернуть грузовик. Вот теперь понятно, почему эти ребята так уверенно выдаются вперед на крыле: им там самое место! Но самолет пока будто нарочно сдерживает их, не давая удрать раньше времени, как хозяин двух прытких породистых борзых щенков, рвущихся с поводков уже на задних лапах: подождите, не так быстро, нагуляйте аппетит!

Но только тяга окрепла - и вот теперь вперед, ни секундой дольше! Пилот отпускает колесные тормоза, и самолет, чуть приподняв нос от ускорения разбега, с невероятным кайфом, мягко но уверенно вжимает вас в удобное кресло: все, поехали, теперь наслаждайтесь!

А дальше - относительно короткий для этой машины разбег, и я уже представляю, как один пилот на скорости принятия решения, наблюдая за приборами, сообщает другому пилоту, в чьих руках сейчас взлет, одобрительное "Rotate" - и вот еще минуту назад тяжелая и медлительная на земле машина, плавно задрав нос сначала на 10, а потом на 15 взлетных градусов, с легкостью расстается с полосой и нетерпеливо взмывает прямиком в долгожданную стихию - прозрачный и теперь уже плотный воздух, успев подарить в момент отрыва легкую приятную перегрузку, которой вы кроме как в самолете вряд ли где и насладитесь.

И это со всеми нами на борту! Фантастика: каждый раз как в первый.

Горы - это очень красиво. Особенно, когда видишь их в лучах бархатного утреннего солнца из иллюминатора через прозрачное небо без единого облачка, в легкой молочной дымке. И вот позади аэропорт (возможно, самое технологичное предприятие из всех в округе), и вслед за ним под теперь ставшим уже твоим крылом - без преувеличения шедевром конструкторской мысли и блестяще слаженным ансамблем элементов механизации - проплывают дома, поля, а еще какие-то одинокие местечковые заводики-мануфактуры на горных плато и похожие на известняковые выработки.

И сидя здесь в приятном кресле и слегка покачиваясь по крену like a boss, наблюдая за всем этим, сейчас уже неважным, на земле, вспоминаешь, что важно на самом деле. Здесь, исполненный ощущением плавной легкости полета, в самом приятном из вынужденных безделий, очищаешься мысленно. Есть время подумать о себе, смысле и целях своей жизни. Просанировать свое привычное понимание рутины. Взвесить, каково соотношение твоего, возможно, лишь видимого успеха к предательству твоих же собственных мечт и истинных стремлений. О том ли ты мечтал, хотел ли именно этого? И не пора ли, дружище, уже что-то тут скорректировать - и если да, то что конкретно, а если нет, то почему, и не лукав ли ты сейчас перед собой.

Набор немного необычен: минут 10 идем в одном и том же установленном диспетчером эшелоне не более 5-6 километров, наслаждаемся в это время детальным видом все еще близких к самолету гор.

Потом будут еще море, равнины и облака... Трех часов для таких вещей мало.

...Зона подхода. Пристегнули ремни, снижение. Ну понятное дело: Москва, без облаков тут всегда никак! Верхний край густой облачности весь в нерасчесанных ватных протуберанцах: пока мы здесь, над ними, тут всегда солнце. Когда мне становится невмоготу от бесконечной столичной серости, я всегда вспоминаю об этом. Что на высоте всегда солнце, что бы ни было внизу, и что самолетам это известно лучше всех.

Пара кренов - и плавно входим в ватное молоко. Как же там было красиво сейчас в кабине пилотов! А теперь - настоящее испытание аэрофобам: в иллюминаторе ничего не видно, одно только издевательство над вестибуляром от кренов, снижения слегка носом вниз и сбрасывания скорости воздушным тормозом - интерцепторами на крыле. Тут, ребята, без доверия пилотам, без понимания того, что они прекрасно знают свою работу и делают ее сейчас уже в какой-нибудь тысячный раз, а также без осознания, что вы на борту одной из лучших, умнейших и технологичнейших машин современности, которую захочешь - просто так не свалишь даже из кабины пилотов, будет сложновато.

Ну и что же, реакция некоторых пассажиров не заставляет себя долго ждать. Выходим по глиссаде из нижнего края облачности уже на полосу:

- Господи, что это??
- Он прямо над деревьями, над лесом нас везет! Смотри, как низко!
- Сейчас мы разобьемся!

Я неоднократно слышал подобное в салоне на посадке. У взрослых людей, обычно пьяных, а иногда и трезвых, сдают накрученные нервы. К счастью, в этот раз высказались только подростки, хотя уверен, что подумали не они одни.

Конечно, мы между собой переглянулись и молча согнулись от смеха, за неимением других вариантов, но вот что плохо и грустно, так это то, что у пассажиров (и уже даже у подростков!) в голове до сих пор настолько сильны страх, незнание и предрассудки о гражданской авиации - самом безопасном, что только может быть, после вашего лежания на диване и пользования лифтом. "Спасибо" и низкий поклон за это СМИ с вольтанутыми и бесконечно пустьговорящими псевдоэкспертами, которых хочется поубивать, что распространяют всю эту ересь как самую заразную заразу. Люди, перестаньте, хватит смотреть зомбоящик и отравлять себе жизнь, отдых и радость от полетов. Пора, с этим уже надо что-то делать!

Ну и тут - классическая русская посадка: обычное мягкое касание, носовая стойка, спойлеры, реверс, и еще до касания носовой стойки - бурные аплодисменты пилотам за чудом спасенные жизни, вместе с готовностью целовать на коленях родную землю аэропорта после каждой ступени трапа по очереди. Симптоматично также радостное вскакивание с мест и вываливание барахла с верхних полок, невзирая на презренные призывы ставших теперь уже ненужными и трусливо пристегнутых бортпроводников оставаться на местах для собственной же безопасности: боимся-то мы только летать, а загреметь башкой при резком торможении - это сказки для слабаков. Теперь вы точно знаете, как отличить соотечественников в любом международном рейсе: россияне, вы прекрасны.

Мне захотелось поделиться с вами впечатлениями от этого сегодняшнего рейса, потому что я снова получил удовольствие от полета. Потому что это снова было приятно и красиво, несмотря ни на что. Никакие запугивания, угрозы и т.п. не лишат меня этого: статистика - вещь упрямая, а в гражданской авиации она прекрасна, как и современные самолеты, созданные самыми образованными и опытными людьми планеты.

И теперь, делая эти наброски в такси по пути домой, добавлю, что некоторое время назад я тоже испытывал сильные приступы аэрофобии, что было странным и глупым, потому что началось беспричинно и далеко не сразу, а еще потому что я очень люблю путешествия, аэропорты, небо и с самого детства - авиацию (при звуках слова теряю волю). Но я поработал над этим и справился. Это возможно! И если вы еще не со мной, желаю вам желания (а поверьте, дело тут только в нем) побыстрее наверстать упущенное.

И да, я без ума от самолетов. Летать!

p.s. А вот тут вы можете найти все, что нужно ("лечился" я именно здесь), включая бесплатные материалы: Летаем без страха, Алексей Герваш

До встречи на борту!))